На главную Назад Содержание

Образование

Назад

Совершенствование системы медико-педагогического контроля за учащимися коррекционных ОУ

Актуальность: В настоящее время на всех уровнях управления системой образования РФ с возрастающей тревогой констатируется резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья современных школьников. Это обусловлено, в том числе,  и неадекватным педагогическим процессом. Отмечается, что сложившаяся ситуация настоятельно требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений таких работ является совершенствования системы сопровождения ребенка в ходе образовательного процесса. Речь идет об организации эффективной медико-психолого-педагогической поддержки ребенка, оказавшегося в ситуации, содержащей угрозу его развитию и здоровью.

Цель проекта: Совершенствование системы медико-педагогического сопровождения учащихся с использованием современных информационных и методологических решений. Особое внимание в рамках этой работы уделяется контролю за состоянием здоровья и ФС детей с нарушениями интеллектуального развития.

Кооперация: Проект реализуется, начиная с 2000 года, рабочей группой, в которую наряду с «НТК Интегративные системы» входят сотрудники МОУ «Тверская специальная (коррекционная) школа-интернат №1 VIII вида» и Тверского государственного университета. Решение отдельных задач указанной наукоемкой проблемы осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательских проектов № 02-06-00488 а/ц (2002-2003 гг.) и № в 04-06-57005 а/ц (2004 г.).  

Обобщенные результаты: При проведения масштабных научных исследований были созданы условия для успешной практической реализации комплексной системы медико-педагогического контроля в ОУ коррекционного профиля на основе автоматизированной информационно-аналитической системы.

 

Особое внимание при реализации проекта было обращено на то, что объектом исследования являлся организм, находящийся в процессе развития, когда ФС и связи между ними претерпевают естественные изменения. При этом целостный подход, осуществляемый при помощи “Прогноз” - технологии, показал свою высокую эффективность. В частности, было экспериментально показано:

·  Перспективность использования анализа показателей ВСР в качестве одной из компонент медико-педагогического контроля в коррекционном ОУ. В частности, для оценки степени адаптации учащихся к педагогическому процессу. [1];

·  Причем наиболее перспективными с этой точки зрения являются, спектральные составляющие ВСР, а так же величина наиболее вероятных длительностей кардиоинтервалов (мода) [3];

·  измеренные значения ЭКС ТА у детей с задержкой психического развития (ЗПР) значимо выше чем у обычных школьников, что можно интерпретировать как снижение некоего «энергетического» потенциала таких учащихся [2];

·  при чем у детей с гармоничным типом развития «энергетически» преобладает левая сторона, а у детей с ЗПР наоборот доминирующей является правая сторона, что делает целесообразным прогностическое использование различных показателей асимметрии распределения ЭКС ТА. В частности, подобный показатель может быть легко интерпретирована с точки зрения физиологии. Например, в рамках функциональной связи: «кора головного мозга» – «мелкая моторика рук» – «вегетативные реакции в области верхних конечностей». Следует отметить, что ЭКС ТА у нормальных детей на руках практически симметричны относительно оси лево – право  [2];

·  у детей с ЗПР обнаруживаются два «доминантных» меридиана, которые не характерны для контрольной группы. Это меридианы перикарда и тройного обогревателя [2];

·  Обнаружено выраженное различие количества и тесноты взаимосвязей параметров ВСР и ЭКС ТА, характерных для различных групп детей. Это позволяет быть уверенным в перспективности использования анализа корреляционных связей параметров ВСР и ЭКС ТА при оценки степени влияния педагогического процесса на организм ребенка [2]. К примеру, в группах детей с нормальным уровнем развития отмечается выраженная корреляционная связь оценки среднего значения длительности кардиоинтервалов и ЭКС ТА. В группе детей из корреляционной школы эта функциональная зависимость не проявляется;

·  В течение учебного года у учащихся коррекционных ОУ обнаруживается значимая динамика параметров ЭПД [2]. В том числе

bullet

среднее значение ЭКС , значимо больше в конце учебного года, что можно представить в качестве индикатора утомления (усталости) учащихся в конце учебного года. В этой связи было отмечено, что эти результаты хорошо согласуются с выводами, сделанными при анализе ВСР [1];

bullet

происходят структурные изменения в целостной системе меридианов:

 

bullet

обнаруживается тенденция к симметризации ЭКС ТА, в особенности это отмечается для показателей асимметрии «лево - право»  [2], причем эта тенденция наиболее выражена  для измерений на руках [3];

bullet

выявленные структурные изменения не одинаковы в различных группах анализируемых учащихся с проблемами в развитии. Разделение обследованных учащихся на две группы – “успевающих” и “неуспевающих”, показало разнонаправленную динамику показателей асимметрии в различных группах учащихся [2] . В начале года различия  показателей асимметрии "лево-право" менее выражены, чем в конце года, когда в группе “успевающих” детей просматривается выраженная симметризация. При тех же условиях у “неуспевающих” учащихся наблюдается обратная тенденция [3];

Предварительные выводы:   Полученные результаты мониторинга различных групп детей, позволяют уверенно считать перспективным использование ЭПД в составе службы медико-педагогического контроля детей с нарушением интеллекта, а так же в рамках диспансеризации учащихся обычных образовательных учреждений.

Для повышения эффективности подобной диагностики целесообразно использовать методологию динамической диагностики, в том числе для динамического анализа взаимосвязей между параметрами ВСР и ЭПД. Такой подход позволяет получить новые комплексные критерии прогнозирования долговременной работоспособности («обучаемости») учащихся коррекционных школ.

Осуществленный в рамках проекта методологический подход может быть использован для выработки четких формализованных критериев оценки степени и направленности влияния различных педагогических или психологических коррекционных методик на состояние здоровья учащихся и их ПФС. Это в свою очередь позволит определить стратегию учебно-воспитательного процесса для детей с трудностями в обучении с учетом условий и форм, под влиянием которых может произойти замедление нормального хода развития ребенка и формирования его способностей к обучению.

В заключение необходимо отметить, что постоянный и систематический контроль за состоянием здоровья и ПФС учащихся позволит адекватного регулировать учебные нагрузки, своевременно диагностировать кризисные состояния, эффективно определять дополнительные меры по укреплению психического и физического здоровья детей с нарушением интеллекта.

Основные публикации по теме данного проекта:

[1]. Розанов А.Л. и другие -  Исследование динамики показателей функционального состояния учащихся коррекционного образовательного учреждения в течение учебного года / тез докл. Материалы IV научно-практической конференции. «Развитие научного потенциала Тверской области: по результатам региональных конкурсов 2002 года «Центральная Россия. Прошлое, настоящее, будущее», изд-во ООО «София», г. Тверь, 2002, С.30-36 (Скачать 546 Кб);

[2]. Розанов А.Л., Козлов Д.Н., Мякинникова Н.В., Бойкова Т.В., Соловьева И.А., Сивенцова И.В. Исследование показателей электропунктурной диагностики у детей с нарушением интеллекта // Рефлексотерапия. Москва, 2003. - №2, С. 27-35 (Скачать 2.9 Мб);

[3]. Розанов А.Л., Козлов Д.Н., Якименко Н.И., Мякинникова Н.В. Некоторые теоретические аспекты медико-педагогического контроля и опыт его практической реализации в условиях коррекционного образовательного учреждения // Школьный вестник. Тверь, 2003. № 2/11 С. 69-74 (Скачать 1.9 Мб).

[4]. Розанов А.Л., Мякинникова Н.В., Бойкова Т.В., Соловьева И.А., Козлов Д.Н., Якименко Н.И. Некоторые результаты внедрения автоматизированных средств оценки функционального состояния в практику медико-педагогического контроля учащихся коррекционных образовательных учреждений // Материалы V научно-практической конференции «Современные проблемы развития гуманитарной науки по результатам регионального конкурса 2003 года «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее», ООО «София», г. Тверь, 2003, С.75-86 (Скачать 820 Кб);

[5]. Розанов А.Л., Якименко Н.И., Мякинникова Н.В., Козлов Д.Н. - Совершенствование системы медико-педагогического контроля учебно-воспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения в аспекте модернизации образования // в кн. Актуальные проблемы модернизации российского образования / Материалы Всероссийской Научно-практической заочной конференции. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – 140 с. (Скачать 1.4 Мб);

horizontal rule