В рамках работы по гранту Российского гуманитарного научного фонда на научно-исследовательский проект № 02-06-00488а/ц при помощи системы электропунктурной диагностики (ЭПД) «Прогноз» проводилось изучение влияния коррекционного учебного процесса на детей с нарушениями в развитии. Основной целью проекта являлась организация здоровьесберегающего педагогического процесса. Результаты были представлены на ряде профильных конференций разного уровня, а также был опубликован цикл статей и докладов по этой тематике.

  1. Сивенцова И.В., Розанов А.Л., Мякинникова Н.И., Якименко И.В. Организация медико-педагогический контроля учащихся коррекционных образовательных учреждений с целью повышения эффективности их социальной реабилитации. // Материалы 1-го Российского конгресса «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации». Москва, 2003. С.33-35.
  2. Розанов А.Л., Мякинникова Н.В., Бойкова Т.В., Соловьева И.А.,Козлов Д.Н., Якименко Н.И. Некоторые результаты внедрения автоматизированных средств оценки функционального состояния в практику медико-педагогического контроля учащихся коррекционных образовательных учреждений // Материалы V научно-практической конференции «Современные проблемы развития гуманитарной науки по результатам регионального конкурса 2003 года «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее», Тверь, 2003 – с.75-86
  3. Розанов А.Л., Козлов Д.Н., Якименко Н.И., Мякинникова Н.В. Некоторые теоретические аспекты медико-педагогического контроля и опыт его практической реализации в условиях коррекционного образовательного учреждения // Школьный вестник. Тверь, 2003 – № 2/11, с. 69-74
  4. Розанов А.Л., Якименко Н.И., Мякинникова Н.В., Козлов Д.Н. – Совершенствование системы медико-педагогического контроля учебно-воспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения в аспекте модернизации образования // в кн. Актуальные проблемы модернизации российского образования / Материалы Всероссийской Научно-практической заочной конференции. – Тверь: Тверской государственный университет, 2004. – С140 – 151.
  5. Розанов А.Л., Козлов Д.Н., Якименко Н.И., Мякинникова Н.В. – Анализ динамики показателей вариабельности сердечного ритма у учащихся коррекционных образовательных учреждений под воздействием учебной нагрузки // в кн. Формирование здорового образа жизни – актуальная проблема образования / Материалы Всероссийского симпозиума 27 августа 2004 г. Г. Тверь. – Тверь: Тверской государственный технический университет, 2004. – С. 54 – 65.
Система "Прогноз" может использовать не только ЭПД, но и другие диагностические методики, будучи сформированной на базе более обширной ГАМС "Прогноз"
Годовая динамика показателей ВСР у учащихся коррекционного образовательного учреждения

Для определения характера воздействия отдельных элементов педагогического корректирующего процесса на организм детей с нарушениями интеллекта осуществлялся мониторинг состояния их здоровья с использованием целого ряда автоматизированных инструментальных диагностических методик. Предполагалось, что проведение такого мониторинга позволит определить набор показателей,  прогностически значимых для оценки динамики физического, психического и интеллектуального развития воспитанников коррекционных учебных заведений. На основании этого набора показателей вырабатывался мультипараметрический критерий эффективности коррекционного процесса.

 

В частности это выражалось в определении уровня физиологической и психологической нагрузки и выявления его сезонной зависимости. Проводился достаточно обширный мониторинг: измерения в начале и в конце каждой учебной четверти. Помимо показателей, получаемых при помощи ЭПД, рассматривались показатели ВСР и проводилось психологическое тестирование.
В результате выявлена определённая закономерность между регистрируемыми физиологическими параметрами и уровнем педагогической нагрузки на испытуемого. Результаты исследования дают основу для дифференциации учащихся на группы в зависимости от реакции их организма на определённую педагогическую методику. Интересной особенностью являются устойчиво регистрируемые отклонения от нормы показателей биологически активных точек, отождествляемых именно с «акупунктурными каналами» перикарда и сердца, у детей с нарушениями интеллекта в сравнении с результатами измерений здоровых детей. Это хорошо согласуется с известной статистикой по большей распространённости сердечных заболеваний среди людей, страдающих от соответствующих нарушений.

Результаты анализа с применением диагностической модели традиционной китайской медицины показывают, что у детей с задержкой умственного развития наиболее "обострены" т.н. "акупунктурные каналы", болезни связанных с которыми органов клинически чаще наблюдаются у людей с отклонениями в умственном развитии
Распределение доминантных АК в различных группах школьников